Полушарие мозга потерянное Наукой

Виссарион Шпанский

Пользователь
Немногие будут спорить с тем что Наука для сегодняшнего общества является тем краеугольным камнем на котором оно покоится. И раз это принято, то можно спокойно обсудить качество и достоинство самого этого краеугольного камня.
Прежде всего выясним откуда берется вся эта мощь Науки? На чем она зиждется?
Возьмем для примера Третий Закон Ньютона:
m1a1 = -m2a2
Т.е. взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направленны в противоположные стороны.
Обратим внимание на то что - кто/что такое имеет массы m1 и m2 или ускорения а1 и а2 - Науку мало интересуют, коль скоро они подчиняются этому закону. Следовательно, Наука оперирует и больше всего интересуется крайне абстрактными понятиями.
Отсюда и проистекает ее мощь - одним уравнением описать суть взаимодействия любых двух известных нам тел у которых можно найти массу и ускорение.

Воздав заслуженную дань уважения силе и проницательности Науки в некотором роде, давайте теперь посмотрим не обнаружится ли у нее столь же великой немощи в каком-либо совершенно другом роде.
Известно что за абстрактно-логическое мышление в мозге человека отвечает левое полушарие, так поглядим что случается с человеком когда левое полушарие действует нормально, а правое поражено.

На стенах квартиры висели фотографии - родственников, коллег, учеников и его самого. Я собрал снимки в стопку и, предчувствуя неудачу, стал ему показывать. В общем и целом П. не узнал никого - ни членов семьи, ни
учеников, ни коллег, ни даже себя самого. Исключение составил Эйнштейн,
которого профессор опознал по усам и прическе. Подобное же произошло и с парой других людей.
- Ага, это Пол! - заявил П., взглянув на фотографию брата. - Квадратная челюсть, большие зубы - я узнал бы его где угодно!
Но Пола ли он узнал - или же одну-две его черточки, на основании
которых догадался, кто перед ним?
Если особые приметы отсутствовали, П. совершенно терялся. При этом
проблема была связана не просто с познавательной активностью, с гнозисом, но с общей установкой. Даже лица родных и близких П. рассматривал так, словно это были абстрактные головоломки или тесты, - в акте взгляда не возникало никакого личного отношения, не происходило акта узревания. Вокруг него не было ни единого знакомого лица - ни одно из них он не воспринимал как "Ты", и все они виделись ему как группы разрозненных черт, как "Это".


Узнает ли наука личное и отличает ли она разные личности или наоборот всё личностное она отбрасывает?
Вы подумайте на досуге, а мы пока вернемся к интересующему нас случаю.

По дороге к П. я зашел в цветочный магазин и купил себе в петлицу роскошную красную розу. Теперь я вынул ее и протянул ему. Он взял розу, как берет образцы ботаник или морфолог, а не как человек, которому подают цветок.
- Примерно шесть дюймов длиной, - прокомментировал он. - Изогнутая
красная форма с зеленым линейным придатком.
- Верно, - сказал я ободряюще, - и как вы думаете, что это?
- Трудно сказать... - П. выглядел озадаченным. - Тут нет простых симметрий, как у правильных многогранников, хотя, возможно, симметрия этого
объекта - более высокого уровня... Это может быть растением или цветком.
- Может быть? - осведомился я.
- Может быть, - подтвердил он.
- А вы понюхайте, - предложил я, и это опять его озадачило, как если бы
я попросил его понюхать симметрию высокого уровня.
Из вежливости он все же решился последовать моему совету, поднес объект
к носу - и словно ожил.
- Великолепно! - воскликнул он. - Ранняя роза. Божественный аромат!.. -
И стал напевать "Die Rose, die Lillie..."
Реальность, подумал я, доступна не только зрению, но и нюху...
Я решил провести еще один, последний эксперимент. Была ранняя весна,
погода стояла холодная, и я пришел в пальто и перчатках, скинув их при входе на диван. Взяв одну из перчаток, я показал ее П.
- Что это?
- Позвольте взглянуть, - попросил П. и, взяв перчатку, стал изучать ее
таким же образом, как раньше геометрические фигуры.
- Непрерывная, свернутая на себя поверхность, - заявил он наконец. - И
вроде бы тут имеется, - он поколебался, - пять... ну, словом... кармашков.- Так, - подтвердил я. - Вы дали описание. А теперь скажите, что же это
такое.
- Что-то вроде мешочка...
- Правильно, - сказал я, - и что же туда кладут?
- Кладут все, что влезает! - рассмеялся П. - Есть множество вариантов. Это может быть, например, кошелек для мелочи, для монет пяти разных
размеров. Не исключено также...
Я прервал этот бред:
- И что, не узнаете? А вам не кажется, что туда может поместиться
какая-нибудь часть вашего тела?
Лицо его не озарилось ни малейшей искрой узнавания.
Никакой ребенок не смог бы усмотреть и описать "непрерывную, свернутую
на себя поверхность", но даже младенец немедленно признал бы в ней знакомый, подходящий к руке предмет. П. же не признал - он не разглядел в перчатке ничего знакомого. Визуально профессор блуждал среди безжизненных абстракций. Для него не существовало зримого мира - в том же смысле, в каком у него не было зримого "Я". Он мог говорить о вещах, но не видел их в лицо. П. функционировал в точности как вычислительная
машина. И дело не только в том, что, подобно компьютеру, он оставался
глубоко безразличен к зримому миру, - нет, он и мыслил мир как компьютер,
опираясь на ключевые детали и схематические отношения. Он мог
идентифицировать схему, как при составлении фоторобота, но совершенно не ухватывал стоящей за ней реальности.


Обратите внимание на последние слова "совершенно не ухватывал стоящей за схемой реальности". Можно ли то же самое сказать про современную науку?
И последняя цитата на сегодня.

Я показал ему обложку с изображением сплошной поверхности дюн в пустыне
Сахара.
- Что вы тут видите?
- Вижу реку, - ответил П. - Небольшую гостиницу с выходящей на воду
террасой. На террасе обедают люди. Там и сям - разноцветные зонтики от
солнца.
Он смотрел (если это можно так назвать) сквозь обложку в пустоту,
измышляя несуществующие подробности, словно само их отсутствие на фотографии вынуждало его воображать реку, террасу и зонтики.
Вид у меня наверняка был ошеломленный, в то время как П., похоже,
полагал, что хорошо справился с задачей. На лице его обозначилась легкая
улыбка. Решив, что осмотр закончен, профессор стал оглядываться в поисках
шляпы. Он протянул руку, схватил свою жену за голову и... попытался
приподнять ее, чтобы надеть на себя. Этот человек у меня на глазах принял
жену за шляпу! Сама жена при этом осталась вполне спокойна, словно давно привыкла к такого рода вещам.


Как вы думаете не может ли случиться так что современная Наука тоже в некотором роде принимает "жену" за "шляпу"? :)
Описание случая взято из книги Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу"
 

Party

Active Member
2Виссарион Шпанский
Насколько я поняла, в данных примерах ты описал субъективное видение мира человеком, да еще и с пораженным полушарием мозга. И ни один из примеров (кроме первого) с научными знаниями даже близко не лежали.
Научные знания тем и отличаются, что субъективное видение подкреплено многочисленным эмпирическими исследованиями, кроме того, научные знания - коллективные, передающиеся из поколения в поколение, и поэтому наука развивается. Любое научное знание по-любому более приближено к реальности, нежели обыденное знание человека, даже если у него работают оба полушария мозга, даже если он гений. Т.е. в попытках искать сравнения с наукой, ты привел примеры не то что не приближенные к науке (хотя бы обычные человеческие знания), а наиболее удаленные от нее (человека с пораженным мозгом).
 

СТРАННИК

Пользователь
2Виссарион Шпанский
когда-то, еще в школе, углубленно изучая физику и математику, мы с товарищем поняли о науке, что она есть упорядоченное структурированное заблуждение, совершеной случайностью, более или менее успешно использующее общеизвестные факты, свойства и качества окружающего мира. Все выдающиеся исследования были сделаны отнюдь не учеными, в общепринятом понятии, а философами-естествоиспытателями, чьи мысли всегда были революционными и шли в разрез с классическими знаниями. Однако и их труды были снабжены труднопроизносимыми понятиями и сформулированы километровыми формулами.
К сожалению, ни я ни мой друг не стали конструкторами космических летательных аппаратов: я потому, что не поступил, а мой друг, хотя и отучился в Бауманском, но не приблизился к звездам ближе чем позволяет третья космическая. Никого не интересует глобальное освоение космоса - деньги выделяются на спутники связи и на спутники для оборонки. На сегодняшний день только НАСА, т.е. США, может себе позволить смелые, дерзкие предприятия в этом направлении.
Сегодня, по-моему, в научо-исследовательских институтах повальное засилье "классических" стариканов исповедующих зазубренные классические законы и понятия. Но, если даже, новаторские идеи и пройдут испытание глупостью, то они обязательно погрязнут в ограниченности бюджета.
Мировая наука находится на принципиально качественно новом витке своей истории, когда не достаточно просто штатива, пружины, динамометра и набора грузиков, как при доказательстве законов Ньтона, - сегодняшним Кюри, Королевым, Менделеевым необходимо нечто больше голой идеи.
 

СТРАННИК

Пользователь
[quote name=\'King Artur VII\' date=\'2.4.2007, 0:51\']Народ, где вы такую убойную траву берете? Я то же хочу такие глюки. =) Потому, что написаное выше можно придумать только в состоянии крайнего наркотического опьянения =)
[post=\"150600\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
:blink: заходи, если что
 

Виссарион Шпанский

Пользователь
ShnimP

Так наука тем и отличается, что оторвана от реальности.
Не то чтоб оторвана, но ее способ познания позволяет видеть только некоторые аспекты мира, а другие соответственно остаются для нее тайной покрытой мраком.

Party

Насколько я поняла, в данных примерах ты описал субъективное видение мира человеком, да еще и с пораженным полушарием мозга. И ни один из примеров (кроме первого) с научными знаниями даже близко не лежали.
Не с научными знаниями, а с научным способом познания.

Научные знания тем и отличаются, что субъективное видение подкреплено многочисленным эмпирическими исследованиями, кроме того, научные знания - коллективные, передающиеся из поколения в поколение, и поэтому наука развивается.
Образно говоря (и взяв как наглядно графический пример декартовы оси координат) один способ познания дает знание обо всем что находится в плоскости OXY и познание в этой плоскости может нарастать бесконечно, но это ничего не дает для познания того что имеет место быть в плоскости OXZ.

Любое научное знание по-любому более приближено к реальности, нежели обыденное знание человека, даже если у него работают оба полушария мозга, даже если он гений.
Я не рассматриваю тему знание науки и знание отдельного человека. А исследую совершенно другую тему - способ познания реальности наукой, а медицинский пример взят здесь именно как иллюстрация потому что у больного способ познания наиболее близко подходит к чисто научному, т.е. к абстрактному видению.

Т.е. в попытках искать сравнения с наукой, ты привел примеры не то что не приближенные к науке (хотя бы обычные человеческие знания), а наиболее удаленные от нее (человека с пораженным мозгом).
Если бы вы способны были понять о чем я пишу - вы сами с собой не согласились бы.

СТРАННИК

Вы совершенно не поняли что речь идет не о том кто продвигает новые идеи, или кто царит в академиях.
Тема была о том что у науки есть определенный способ познания мира и выяснялось достаточно ли его для постижения мира во всех (или хотя бы в большинстве) его аспектов.

King Artur VII

написаное выше можно придумать только в состоянии крайнего наркотического опьянения =)
Буду считать это комплиментом.
 

Party

Active Member
[quote name=\'Виссарион Шпанский\']Не с научными знаниями, а с научным способом познания.[/quote] Тем более... сравниваешь несравнимое.
[quote name=\'Виссарион Шпанский\']Образно говоря (и взяв как наглядно графический пример декартовы оси координат) один способ познания дает знание обо всем что находится в плоскости OXY и познание в этой плоскости может нарастать бесконечно, но это ничего не дает для познания того что имеет место быть в плоскости OXZ.[/quote]
Для этого необходимо сначала хотя бы что-нибудь обнаружить в этой плоскости. А уж если обнаружится - то неприменно будет исследовано. Или ты предлагаешь ее придумать, и творить исследования в иллюзорном мире???
[quote name=\'Виссарион Шпанский\']Я не рассматриваю тему знание науки и знание отдельного человека. А исследую совершенно другую тему - способ познания реальности наукой, а медицинский пример взят здесь именно как иллюстрация потому что у больного способ познания наиболее близко подходит к чисто научному, т.е. к абстрактному видению.
Если бы вы способны были понять о чем я пишу - вы сами с собой не согласились бы.[/quote] Да Бог с тобой? Как же с этим можно согласиться? Науку "делают" ученые, с разнообразным типом мышления, используя знания других ученых тоже с разнообразными типами мышления, а также инструментария, приборов, и других технических штучек. И счем ты познания этих ученых сравниваешь? С восприятием мира человека с пораженным полушарием???

Заброшенная виолончель

Есть общий стиль, стиль научного мышления вообще, и есть индивидуальный, про который сказано: «Стиль — это человек». Историки науки, а больше всего сами ученые, не раз занимались классификацией научных умов, надеясь разобраться в «драме идей» (выражение Эйнштейна) с помощью драмы характеров.
Классификация И.М. Яглома по признаку доминирования того или иного полушария — одна из последних. Задолго до него французский физик Луи де Бройль делил теоретиков на абстрактные умы, которые предпочитают всегда идти от общего к частному, недолюбливают наглядные образы и склонны приуменьшать роль реальности внешнего мира, и на интуитивные умы, склонные к образным представлениям, к смелой индукции и убежденные в том, что внешний мир реален.
Еще раньше Вильгельм Оствальд, немецкий физико-химик, тоже поделил всех ученых на две группы — на классиков и романтиков.
Классики это маститые ученые, знающие все, что было сделано в их области. Их исследования строго продуманы. Они методичны и последовательны. Их основной метод — логическое развитие нового на основе старого. Прекрасные экспериментаторы, они уверенно поднимаются по ступеням научного познания. Иногда целые области науки разрабатываются руками одной классической школы. Классики однолюбы: одной проблеме они часто посвящают всю жизнь, смена области исследования для них болезненна. У них велика сила инерции.
Романтики — тип противоположный. Они часто моложе классиков, они тоже много знают, но их знания шире, они живо интересуются смежными, иногда весьма отдаленными областями знаний. Это развивает у них воображение и умение прибегать к неожиданным аналогиям. Экспериментируют они смелее классиков.. Редко случается, чтобы романтик разработал целую область науки, но часто важнейшие ее вехи ставятся руками романтиков. Романтики непоседы: они переходят от одной области к другой с легкостью.
Классификация Оствальда похожа на классификацию де Бройля. Невольно мы сближаем романтиков с интуитивными умами, а классиков — с абстрактными. Но это сближение обманчиво: и абстракции, как мы знаем, бывают наглядны (достаточно вспомнить бессмертную торговку, описанную Гегелем).
Историки науки часто сравнивали Эйнштейна и Бора и в основном как антиподов: первый классик, второй романтик. Но что романтичнее — многолетние попытки Эйнштейна создать единую теорию поля, в реальности которого он не сомневался, или всем известное пристрастие Бора к «безумным идеям»?
В своих воспоминаниях польский физик Леопольд Инфельд, несколько лет работавший с Эйнштейном, сравнивает его с Ньютоном, а Бора с Фарадеем. Фарадей создал принципиально новые концепции в науке об электричестве. Гениальная интуиция подсказала ему, что для описания явлений в этой области надо порвать с представлениями классической механики. Бор, в свою очередь, понял, что классическая механика не годится для микромира, и заменил ее квантовой. Оба они обладали воображением, граничащим с ясновидением. Один видел силовые линии полей, другой — строение атома. Итак, Бор — воплощенная интуиция? Но интуиция свойственна и Эйнштейну, возражает Инфельд сам себе. Два типа интуиции — вот и все.
Историк и философ Б. Г. Кузнецов писал в свое время: интуиция Эйнштейна похожа на предвосхищение вычислений, которые ведутся по правилам, а интуиция Бора предвосхищала не только вычисления, но и все построения разума, нарушающие привычные правила логики. В этом смысле Бор более романтик, чем Эйнштейн. Более — и только.
Из книги "Быстрый холод вдохновенья" ИВАНОВ С. М.
 
Сверху