Русская эмиграция

Zmey

Пользователь
Октябрьская революция, последовавшие за ней гражданская война и реконструкция системы российского общества не только стимулировали процесс русской эмиграции, но и наложили на него свой неизгладимый отпечаток, придав ему политизированный характер. Так, впервые в истории появилось понятие "белая эмиграция", имевшее четко выраженную идеологическую направленность. При этом игнорировался тот факт, что из 4,5 млн. русских, вольно или невольно оказавшихся за рубежом, лишь около 150 тыс. включились в так называемую антисоветскую деятельность. Но клеймо, поставленное в то время на эмигрантах – "враги народа", еще долгие годы оставалось для всех них общим. То же можно сказать и о 1,5 млн. русских (не считая граждан других национальностей), оказавшихся за рубежом в годы Великой Отечественной войны. Были, конечно, среди них и пособники фашистских оккупантов, и дезертиры, бежавшие за рубеж, спасаясь от справедливо го возмездия, и иного рода отщепенцы, но основу-то все-таки составляли лица, томившиеся в немецких концлагерях и вывезенные в Германию в качестве бесплатной трудовой силы. Но слово – "предатели" – было для всех них единым.
Постепенно мы узнаем истинную историю революционных лет (совмещаяя с коммунистической), что особо приятно - возвращается литература, наследница "серебрянного века" русской литературы.
На смену совковому мифу о непобедимости красной армии приходит художественная, мемуарная и документальная информация о реальностях революции и гражданской войны. Недавно были рассекречены германские архивы, в которых была обнаружена расписка Ленина (подтверждено графологической экспертизой), в которой ясно сказано - сколько и на что он получил деньги от германского правительства. (найду инфу в инете - расскажу поподробнее). С удивлением узнал, что в 18-м белые войска практически взяли Петроград, узнал о дневниках Троцкого: "Если бы белая армия выбросила лозунг "за русского царя" или "за народного царя", мы бы не продержались и двух недель".

Предлагаю вашему вниманию фильм о судьбах русских эмигрантов в двух частях. сразу оговорюсь, что автор и ведущий - Никита Михалков[HIDE]Серия 1. Русская муза французского Сопротивления
Серия 2. Берлинские звезды
Серия 3. Андрей Мусин-Пушкин
Серия 4. Тамо далеко
Серия 5. Проявленное время
Серия 6. Ковалеры ордена почетного легиона[/HIDE]
Вторая часть будет про Деникина, Колчака, Врангеля, судьбы русских казаков и многое другое, скоро...

Все файлы весят около 100 Мб, в формате .wmv
 

Zmey

Пользователь
Часть вторая
[HIDE]Часть 1. Пролог - последний акт трагедии гражданской войны в ноябре 20-го года. Эвакуация армии генерала Петра Николаевича Врангеля. Оставшиеся в России надеялись, что новая власть сдержит слово, и не будет преследовать побежденных. Среди них - молодой офицер Сергей Шмелев, сын московского писателя Ивана Шмелева.

Серия 2. Диалоги с Колчаком - рассказ внука адмирала, Александра Ростиславовича Колчака, живущего ныне во Франции, о своем деле и о судьбах России.

Серия 3. Антон Деникин. Романс для генерала - о судьбе генерала Антона Ивановича Деникина. Как сложилась жизнь его семьи после оставления России в 1919г. рассказывает его дочь Марина Антоновна Деникина-Грей.

Серия 4. Генерал Врангель. Когда мы уйдем - свидетель тех событий, дочь генерала Врангеля - Наталия Петровна рассказывает о малоизвестных эпизодах из жизни главнокомандующего Русской Армии.

Серия 5. Гибель Русской эскадры - в основе фильма - история двух братьев. Белый адмирал Михаил Беренс в 20-м году вывел из Крыма Русскую эскадру в тунисский порт Бизерту, а красный, Евгений Беренс, ставший начальником Морского Генштаба, приехал в 24-м году возвращать ее в Советскую Россию.

Серия 6. Казаки: неразделенная любовь - в центре повествования - судьба российских казаков на чужбине. Фильм пронизан стихами замечательного казачьего поэта Николая Туроверова.

Серия 7. Версальские кадеты - фильм посвящен выпускникам Версальского русского кадетского корпуса-лицея им. Императора Николая II, во Франции.[/HIDE]
 

Party

Active Member
Очень интересно. Надеюсь, до моего возвращения ссылки не умрут.
 

Zmey

Пользователь
Дополнительные материалы к 6-й серии:

КАЗАЧЬИ СТАНИЦЫ В ЭМИГРАЦИИ (1921 - 30-е гг.)
Осенью 1921 г. бывший Донской атаман генерал П.Н. Краснов обратился к казакам-беженцам с призывом организовать станицы и хутора с названиями, соответствующими месту жительства. Казаки довольно живо отреагировали на это предложение, почувствовав, что возрождение их привычной административной организации облегчит борьбу за существование.
Донской атаман генерал А.П. Богаевский, видя в Краснове своего соперника, поначалу не поддержал эту идею. Но, увидев, что казаки, прежде всего в Королевстве СХС, принялись дружно переименовывать свои колонии в хутора и станицы, а также выбирать хуторских и станичных атаманов, в декабре 1921 г. он своим приказом придал этому законную основу. Дабы укрепить свое положение "первого среди равных" войсковых атаманов, он разрешил принимать в донские хутора и станицы кубанцев, терцев и астраханцев.
В марте 1922 г., он утвердил "Положение об управлении станицами и хуторами за границей". Оно определяло круг ведения хуторов, входящих в станицу, и станиц, образование которых утверждалось Донским атаманом; им же назначались станичные атаманы. На станичные правления возлагались: регистрация и учет всех казаков, организация бюро труда и касс взаимопомощи, оказание юридической и медицинской помощи, защита инвалидов, одиноких женщин и безработных, сбор сведений о могилах казаков, осведомление хуторян и станичников о событиях на Дону, в России и в эмиграции. В станицах организовывались суды. Для поддержания порядка станичным атаманам предписывалось обращаться к местным властям. Каждый казак должен был состоять только в одной станице; при перемене места жительства он мог приписаться к другой, лишь предъявив от своего станичного правления удостоверение, что к этому не имеется препятствий.
Штаб Русской армии генерала П.Н. Врангеля и командование казачьих частей приложили немало усилий для организации в хуторах и станицах военных ячеек, дабы казаки не теряли связи с частями.
Поскольку, однако, казаки в поисках заработка продолжали активно перемещаться с места на место, распыление казачьих частей, в отличие от регулярных, шло по нарастающей. В этой ситуации Богаевский первостепенное внимание уделял организации строгого учета казаков станичными атаманами. Тем самым он пытался сохранить в своем подчинении хотя бы подобие воинской силы, состоящей из казаков, покинувших свои части, но сплоченных в чисто казачьи организации.
В результате Врангель в 1922 - 1923 гг. на Балканах командовал только офицерскими кадрами казачьих частей, в то время как рядовые казаки, организуясь в станицы и хутора под местными названиями (Софийская станица, Бургасская станица и т. п.), номинально подчинялись атаманам, а фактически - своим работодателям, когда они были.
К февралю 1922 г. было создано 30 станиц: в Болгарии - 18, в Сербии - 4, в Греции -4, в Румынии - 2, в Венгрии - 1, в Тунисе - 1.
В 1924 г. состав "Комитета казачьих организаций", созданного в Париже, вошло 64 станицы: во Франции - 31, в Болгарии - 12, в Сербии - 10, в Чехословакии - 6, в Румынии -1, в Венгрии - 1, в Польше - 2 и в Германии - 1.
В Королевстве СХС и Болгарии казаки особенно активно объединялись по месту жительства в хутора и станицы, которые сохраняли старинный казачий уклад жизни с выборными атаманами и правлением. Время от времени они устраивали в Белграде и Софии казачьи съезды, на которых выбирали общественное казачье представительство. В Югославии в конце 20-х гг. насчитывалось 17 станиц и хуторов.
Одной из самых крупных была Белградская общеказачья станица имени Петра Краснова, основанная в декабре 1921 г. и насчитывавшая 200 человек. К концу 20-х гг. численность ее сократилась до 70 -
человек. Долгое время атаманом станицы состоял подъесаул Н.С. Сазанкин. Вскоре из станицы ушли терцы, образовав свою станицу - Терскую. Оставшиеся станице казаки вступили в РОВС и она получила представительство в "Совете военных организаций" IV отдела, где новый атаман генерал Марков имел одинаковое с другими членами совета право голоса.
В Болгарии к концу 20-х гг., насчитывалось не более 10 станиц. Одной из самых многочисленных была Калединская в Анхиало (атаман - полковник М.И. Караваев), образованная в 1921 г. в количестве 130 человек. Менее чем через десять лет в ней осталось только 20 человек, причем 30 уехало в Советскую Россию. Бургасская казачья станица, образованная в 1922 г. в количестве 200 человек к концу 20-х гг. начитывала также не более 20 человек, причем половина из первоначального состава вернулась домой.
Члены станиц и хуторов работали по месту жительства, в большинстве - на виноградниках и в торговле. Некоторым станичникам, например Азовско-Монастырской станицы (атаман - П.А. Черевков) в Свинцовском районе, удавалось брать землю в аренду через посредников-болгар.
Общественная жизнь казачьих станиц и хуторов в Болгарии состояла в помощи нуждающимся и инвалидам, а также в проведении военных и традиционных казачьих праздников.
В столице Чехословакии была создана Пражская общеказачья станица (атаман - подъесаул С.А. Ребов). В ней к концу 20-х гг. насчитывалось 35 донских казаков, из которых было 2 офицера, 7 кубанских казаков, из которых было 5 офицеров, и 2 терских казака. Станица обзавелась небольшой суммой из казачьих денежных взносов в размере 2,5 крон в месяц и имела в своем сбережении около 1.400 крон. Безработным казакам станица выдавала бесплатные обеды, обувь и одежду, предоставляла ночлег и помогала в трудоустройстве.
В Будапеште существовала малочисленная Венгерская общеказачья станица (атаман - полковник Ершов, затем Звездин).
В Греции была создана Пирейская станица. Изучив греческий язык, ремесла и организовав собственное дело, многие казаки разъехались по всей стране. Оставшиеся в Пирее объединились под руководством есаула М.А. Голубова в казачью группу, которая к концу 20-х гг. стала увеличиваться, но в станицу так и не оформилась. Многие, прежде всего офицеры, устроились очень хорошо: инженерами, механиками, чертежниками, землемерами, врачами. Рядовые казаки занимались в основном торговлей и служили инструкторами верховой езды в греческой армии.
Казачий хутор (атаман - подхорунжий Мохов) с 1926 г. и до начала 30-х гг. существовал в Люксембурге. Он насчитывал 7 человек. Казаки работали на фабрике печей, получая от 2,8 фр. до 3 фр. в день, причем семейные имели право не платить за проживание в общежитии фабрики. При хуторе имелась касса взаимопомощи, средства которой расходовались на обучение детей казаков в школах Люксембурга.
Наконец, с 1921 г. в Бизерте, порту в Тунисе, куда французы увели остатки Черноморского флота, какое-то время в лагере Падор существовала Африканская станица (атаман - полковник Пухлатов).
Все станицы, точнее - лишь станичные атаманы и правления, - подчинялись "Объединенному совету Дона, Кубани и Терека" и "Казачьему союзу", которые возглавлялись Богаевским.
В течение 30 - 40-х гг. казачьи станицы прекращали свое существование в связи с событиями Второй мировой войны и уменьшением численности казаков, проживающих в данном населенном пункте.
 

PtiGo

Пользователь
Я так понимаю, ты эти фильмы смотрел? Я, просто хорошо отношусь к Михалкову режессеру (сибирский парикмахер не в счет) и плохо к Михалкову личности. Он, по-моему, двинутый во всю башню монархист, и взгляды у него какие-то помещецкие. А в документалистике, как раз внутренность по-моему, тем более в такой теме, должна была выползти. Стоит посмотреть?

<font size=\"1\">Добавлено PtiGo, [mergetime]1146740523[/mergetime]</font>
Ух, ты. У нас, оказывается в локалке это добро лежит. Заценить что ли
 

Zmey

Пользователь
2PtiGo
я не все смотрел еще, но что посмотрел - понравилось. Я не особо много внимания уделяю михалковским ремаркам, в основном факты смотрю
Если в локалке лежит - тем более стоит
 

PtiGo

Пользователь
2Zmey
Тогда посмотрим куда народ из России бежал, после октябрьского [color=\"red\"]ПЕРЕВОРОТА[/color] :D :D :D :D :D :D :D :D
 
Сверху