PebeHok2
Пользователь
Этому учат в книгах, с экранов телевизоров, предлагают разные теории воспитания, включая Руссо, Корчака и доктора Спока. Видимо это прогресс. Так же, как рост детских домов, жестокого обращения с детьми, количества родителей, лишенных родительских прав. Парадоксальная ситуация, говорит Ахметова Э.Ф., педагог-психолог.
Многие современные родители изучают психологическую литературу по проблемам воспитания, и это радует. Огорчает то, что зачастую законы психологии используются только лишь по отношению к другим людям, в частности к ребенку, и очень редко по отношению к себе.
Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает огромное влияние на ребенка - начинается процесс воспитания. Все стараются "изо всех сил", вкладывают в чадо только "хорошее". Так откуда же берутся "трудные дети"?
Дело в том, что истинные причины серьезных нарушений поведения ребенка - "в глубине" и, как правило, не осознаются ни взрослыми, ни самим ребенком.
Ещё надо понять - в число "трудных" обычно попадают дети не худшие, а те, кто особенно чувствителен и раним. Они "сходят с рельс" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей.
Каковы же причины нарушения поведения?
Борьба за внимание. Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, детям трудно примириться с родительским невниманием.
Борьба за победу. Стремление взять верх над родителями возникает каждый раз, когда подростку кажется, что ущемляются его права на самостоятельность, независимость и самоопределение. Это чувство возникает тогда, когда преобладающими формами общения взрослых с детьми оказываются указания, замечания и опасения.
Желание отомстить. Дети, особенно подростки, часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разными. И в глубине души подростка - переживания и даже страдания. А на поверхности все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл "плохого поведения" здесь можно выразить так: "Вы мне сделали плохо - пусть и вам тоже будет плохо".
Сдвиг неблагополучия. У ученика могут не сложиться отношения с одноклассниками, следствием будет запущенная учеба. В основе механизма смещения неблагополучия лежит низкая самооценка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Внешним же поведением он показывает: ему "все равно", "и пусть плохой", "и буду плохой".
Безвольность характера. Отсутствие какой-либо свободы действий, постоянный контроль со стороны взрослых формируют безвольную, комфорную личность.
Исследования показывают, что многие подростки ощущают настоятельную потребность в близком доверительном общении и с родителями, и с другими взрослыми. Не со всеми, а лишь с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех, кто относится с уважением к ним самим.
Девчонкам и мальчишкам очень важно, проявляют ли родители серьезный, уважительный, неподдельный интерес ко всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам, считаются с их мнением. Для юношей и девушек главное в этом общении - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Особенно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, в своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях с окружающими заходят в тупик, и появляется ощущение безвыходности.
Таким образом, процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям. Причины девиаций - бездуховность, жестокость, агрессия. Поэтому, чем больше вы, родители, способны к творческому росту, самопониманию, развитию навыков психической саморегуляции, тем больше вы можете помочь вашим детям в трудных ситуациях их жизни.
Многие современные родители изучают психологическую литературу по проблемам воспитания, и это радует. Огорчает то, что зачастую законы психологии используются только лишь по отношению к другим людям, в частности к ребенку, и очень редко по отношению к себе.
Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает огромное влияние на ребенка - начинается процесс воспитания. Все стараются "изо всех сил", вкладывают в чадо только "хорошее". Так откуда же берутся "трудные дети"?
Дело в том, что истинные причины серьезных нарушений поведения ребенка - "в глубине" и, как правило, не осознаются ни взрослыми, ни самим ребенком.
Ещё надо понять - в число "трудных" обычно попадают дети не худшие, а те, кто особенно чувствителен и раним. Они "сходят с рельс" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей.
Каковы же причины нарушения поведения?
Борьба за внимание. Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, детям трудно примириться с родительским невниманием.
Борьба за победу. Стремление взять верх над родителями возникает каждый раз, когда подростку кажется, что ущемляются его права на самостоятельность, независимость и самоопределение. Это чувство возникает тогда, когда преобладающими формами общения взрослых с детьми оказываются указания, замечания и опасения.
Желание отомстить. Дети, особенно подростки, часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разными. И в глубине души подростка - переживания и даже страдания. А на поверхности все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл "плохого поведения" здесь можно выразить так: "Вы мне сделали плохо - пусть и вам тоже будет плохо".
Сдвиг неблагополучия. У ученика могут не сложиться отношения с одноклассниками, следствием будет запущенная учеба. В основе механизма смещения неблагополучия лежит низкая самооценка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Внешним же поведением он показывает: ему "все равно", "и пусть плохой", "и буду плохой".
Безвольность характера. Отсутствие какой-либо свободы действий, постоянный контроль со стороны взрослых формируют безвольную, комфорную личность.
Исследования показывают, что многие подростки ощущают настоятельную потребность в близком доверительном общении и с родителями, и с другими взрослыми. Не со всеми, а лишь с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех, кто относится с уважением к ним самим.
Девчонкам и мальчишкам очень важно, проявляют ли родители серьезный, уважительный, неподдельный интерес ко всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам, считаются с их мнением. Для юношей и девушек главное в этом общении - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Особенно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, в своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях с окружающими заходят в тупик, и появляется ощущение безвыходности.
Таким образом, процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям. Причины девиаций - бездуховность, жестокость, агрессия. Поэтому, чем больше вы, родители, способны к творческому росту, самопониманию, развитию навыков психической саморегуляции, тем больше вы можете помочь вашим детям в трудных ситуациях их жизни.