Детская психология

PebeHok2

Пользователь
Этому учат в книгах, с экранов телевизоров, предлагают разные теории воспитания, включая Руссо, Корчака и доктора Спока. Видимо это прогресс. Так же, как рост детских домов, жестокого обращения с детьми, количества родителей, лишенных родительских прав. Парадоксальная ситуация, говорит Ахметова Э.Ф., педагог-психолог.

Многие современные родители изучают психологическую литературу по проблемам воспитания, и это радует. Огорчает то, что зачастую законы психологии используются только лишь по отношению к другим людям, в частности к ребенку, и очень редко по отношению к себе.

Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает огромное влияние на ребенка - начинается процесс воспитания. Все стараются "изо всех сил", вкладывают в чадо только "хорошее". Так откуда же берутся "трудные дети"?

Дело в том, что истинные причины серьезных нарушений поведения ребенка - "в глубине" и, как правило, не осознаются ни взрослыми, ни самим ребенком.

Ещё надо понять - в число "трудных" обычно попадают дети не худшие, а те, кто особенно чувствителен и раним. Они "сходят с рельс" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей.

Каковы же причины нарушения поведения?
Борьба за внимание. Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, детям трудно примириться с родительским невниманием.
Борьба за победу. Стремление взять верх над родителями возникает каждый раз, когда подростку кажется, что ущемляются его права на самостоятельность, независимость и самоопределение. Это чувство возникает тогда, когда преобладающими формами общения взрослых с детьми оказываются указания, замечания и опасения.
Желание отомстить. Дети, особенно подростки, часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разными. И в глубине души подростка - переживания и даже страдания. А на поверхности все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл "плохого поведения" здесь можно выразить так: "Вы мне сделали плохо - пусть и вам тоже будет плохо".
Сдвиг неблагополучия. У ученика могут не сложиться отношения с одноклассниками, следствием будет запущенная учеба. В основе механизма смещения неблагополучия лежит низкая самооценка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Внешним же поведением он показывает: ему "все равно", "и пусть плохой", "и буду плохой".
Безвольность характера. Отсутствие какой-либо свободы действий, постоянный контроль со стороны взрослых формируют безвольную, комфорную личность.

Исследования показывают, что многие подростки ощущают настоятельную потребность в близком доверительном общении и с родителями, и с другими взрослыми. Не со всеми, а лишь с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех, кто относится с уважением к ним самим.

Девчонкам и мальчишкам очень важно, проявляют ли родители серьезный, уважительный, неподдельный интерес ко всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам, считаются с их мнением. Для юношей и девушек главное в этом общении - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Особенно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, в своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях с окружающими заходят в тупик, и появляется ощущение безвыходности.

Таким образом, процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям. Причины девиаций - бездуховность, жестокость, агрессия. Поэтому, чем больше вы, родители, способны к творческому росту, самопониманию, развитию навыков психической саморегуляции, тем больше вы можете помочь вашим детям в трудных ситуациях их жизни.
 

Party

Active Member
У ребенка от рождения до подросткового возраста происходят разнообразные сензитивные периоды, меняется его основная деятельность. Перед подростковым наблюдается еще 3 кризиса... (1 года, 3-х лет и 7 лет). Каждый кризис имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. И просто доверительными отношениями много не добьешься.
Например, в кризим 3-хлетнего возраста, ребенок временами вообще может ничего не понимать, вестись на поводу у своих капризов: "Хочу" и все. И если это его "хочу" не удовлетворить, он может устраивать истерики в публичных местах, бросаться на землю, визжать, кричать и извиваться... Не у всех детей, конечно, так проходит кризис, но у всех нормально развивающихся детей он есть в той или иной степени. И на это время надо вырабатывать определенную тактику, менять ее, в зависимости от обстоятельств. В случаях с подобным поведением необходимо балансировать между игнором, вниманием, наказанием... каждый случай уникален. А пытаться наладить доверительные отношения - в такие моменты совсем не поможет. Он просто не в состоянии услышать.
А в позднем подростковом возрасте основной деятельностью ребенка становится - общение. Начинаются всякие реакции группирования, компании становятся более авторитетными. В это время они больше познают жизнь через сверстников. Это явление временное. Родителям желательно быть в курсе событий в жизни ребенка, но излишнее внимание, а также попытки создать более доверительные отношения, чем в это время с друзьями, и уж тем более, навязывание своего (пусть даже мудрого) мнения - сильно напрягает, вызывает раздражение, потерю авторитета.
И еще к вопросу о нехватке внимания.
В психотерапии вопрос: "тебе не хватало внимания?" - вовсе не означает, что его мало давали. Внимания могло быть в избытке, но ввиду определенного искажения реальности, создания своей картины мира - его не хватало. Грубо говоря, некоторым людям, сколько ни дай - все мало. И нехватка внимания может быть не по вине родителей, а ввиду неправильного представления самого ребенка о его (как бы сказать) "необходимом количестве". :p
А в целом статья хорошая. Только ребенок в ней от рождения и до подросткового возраста какой-то одинаковый.
 

Team

Пользователь
Хорошая тема, жаль пообсуждать нечего

Добавлю только. Чем старше родители, тем легче они переносят детские возрастные кризисы :p
 

Виссарион Шпанский

Пользователь
Главная проблема это - как научить детей быть: умными, добрыми, старательными, ответственными и совестливыми, когда сами мы: тупые, злобные, ленивые, безответственные и бессовестные! :snegurochka:
 

PebeHok2

Пользователь
[quote name=\'Party\' date=\'17.10.2007, 22:01\']Только ребенок в ней от рождения и до подросткового возраста какой-то одинаковый.
[post=\"253036\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
Ну, это же общие положения. Естественно, все много сложнее :snegurochka:
 
Сверху