Party
Active Member
Давно хотела открыть эту тему, но все собраться не могла. Потому что много чего есть сказать, и не знаю - с чего начать.
Решила начать с детства.
Итак, ДЕТСТВО
Чем детство аддиктивного (зависимого) человека отличается от детства других людей?
Тем, что такие люди воспитываются в дисфункциональных семьях.
Что такое дисфункциональная семья?
Это семья, в которой имела место зависимость (чаще химическая: алкоголизм или наркомания, или нехимическая: трудоголизм, игромания, адреналиновая зависимость, сектантство, и т.п...), или жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия) по отношению к ребенку, или в семье был неизлечимо больной человек, или это неполная семья.
Что же с происходит с детьми в таких семьях?
В здоровой семье у каждого члена семьи есть своя роль, и роли эти равноправны, каждому уделяется доля внимания, проявляется уважение к индивидуальности, чувства каждого члена семьи представляются как ценность. В такой семье, ребенок с детства может открыто выражать свои чувства, желания, смело рассуждать, и будет выслушан, понят, принят. В дисфункциональной семье у ребенка такой возможности нет. Вся семья «вертится» вокруг одного человека. Если это алкоголик, то все настроение, деятельность и функциональность семьи зависит от того – в каком он состоянии, в каком настроении и чем планирует заниматься, в семье нет стабильности в отношениях, невозможно что-либо планировать... В этом случае – ребенок вынужден подстраиваться под этот неровный ритм семьи, и для открытого выражения чувств нет места. Если в семье кто-то болен – также, все семейные процессы зависят от того – в каком состоянии больной, семья подстраивается под его режим, порой диету, на ребенка возлагается некая ответственность за здоровье родственника, и ему, опять-таки, приходится посторониться со своими чувствами. Если один из родителей (или оба) авторитарен, диктует свои правила, догмы, не интересуясь желаниями и интересами ребенка – происходит то же самое: ребенок поглощен оправдыванием ожиданий родителей, и его чувства уходят на задний план. В неполных семьях часто центром пристального внимания становится сам ребенок, и либо из него пытаются сделать что-то, чтобы потом можно было им гордиться, либо до него нет дела, и чувства его никто учитывать не собирается.
Стиль воспитания в дисфункциональных семьях: или гиперопека (когда из ребенка делают беспомощного человека, не давая ему самостоятельно принимать решения, решать жизненные задачи и проблемы), или авторитарный стиль воспитания (ребенка «муштруют», требуя от него больше, чем он может дать, пытаясь сделать из него некий идеал, которым впоследствии можно гордиться), или попустительский стиль воспитания (когда до ребенка родителям нет дела), или непостоянный стиль, в зависимости от настроения родителей. В каждом из этих стилей воспитания, переживания и чувства ребенка не представляют интереса для родителей, он остается со своими чувствами наедине.
Почему я говорю о чувствах?
Потому что чувства этих детей забиваются внутрь, заглушаются, и становятся похожими на сдавленную пружинку, которая рано или поздно выстрелит. Обычно это случается в подростковом возрасте. И ребенок не понимает,почему его тянет к "плохим ребятам", почему ему с ними интереснее, почему он начинает ненавидеть обычную размеренную жизнь, общество, почему ему скучно без "драйва", "рамса", острых ощущений, какого-то безумия... Оставаясь наедине с собой, такой человек беспокоен, тревожен, невротичен, он чувствует некую "пустоту". Происходит это потому что то, что он раньше в себе сдерживал – сейчас выплескивается в крайних, искаженных, уродливых формах. Та самая «сдавленная пружинка» сопротивляется давлению. И если этот механизм завелся, то остановить его практически невозможно.
Такое детство не только у алкоголиков и наркоманов. Оно служит началом вообще любой зависимости. например – созависимости, игромании, сектантству, увлечению эзотерикой, трудоголизму… и т.п.
Что характерно, поскольку такой ребенок не знает другого детства, он умудряется быть в нем счастливым, и часто вспоминая свое детство, когда уже взрослый – в голову приходят радостные картинки. Например, один пациент-наркоман считал счастливыми воспоминания, когда отец приходил домой пьяный, с разбитым лицом, и видя испуганные глаза своего ребенка рассказывал ему, что он участвовал в государственном задании, боролся с врагами. Мальчик верил ему, гордился им, и приходя во двор рассказывал другим мальчишкам, что его отец – герой. И страшная правда, что его отец никакой не герой, а обычный алкоголик для него была настолько травматична, что он об этом не думал даже когда вырос. Он всегда считал его героем. Или женщина, страдающая от алкоголизма, радостно вспоминает, какой ее отец был добрый, когда был пьяный. Он приходил обязательно с конфетами, подарками, и у него в эти моменты можно было попросить все, что хочешь, он мог сделать что угодно для «любимой дочки». Или воспоминания алкоголика, что когда он был подростком, мать-контролер которого никуда его не пускала с друзьями, загружала занятиями музыкой – вспоминает, как испытал огромную радость, когда удавалось ее обманывать и все-таки погулять. Или воспоминания женщины, попавшей в секту о том, как она с детства была "взрослой", она об этом вспоминает с гордостью, и даже не задумывается о том, что это лишь говорит о том, что она была лишена поддержки родителей, детской непосредственности, беззаботным радостям. В более поздних воспоминаниях она рассказывала как подростком приходила на могилу умершего от диабета брата, сидела у могилы, и говорила ему о своих печалях. Не потому ли, что в ее жизни с детства не было живого человека, с которым она могла об этом поговорить?
Все эти «приятные» детские воспоминания, на самом деле – печальны и жестоки, но дети умудряются им радоваться, потому что не знают ни о каком другом детском счастье, и принимают за счастье то, что есть.
Постаралась кратко. Если объяснила спонтанно и непонятно - отвечу на любые вопросы. И потом расскажу - что и как происходит дальше с этим ребенком.
Продолжение статьи через пост
Решила начать с детства.
Итак, ДЕТСТВО
Чем детство аддиктивного (зависимого) человека отличается от детства других людей?
Тем, что такие люди воспитываются в дисфункциональных семьях.
Что такое дисфункциональная семья?
Это семья, в которой имела место зависимость (чаще химическая: алкоголизм или наркомания, или нехимическая: трудоголизм, игромания, адреналиновая зависимость, сектантство, и т.п...), или жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия) по отношению к ребенку, или в семье был неизлечимо больной человек, или это неполная семья.
Что же с происходит с детьми в таких семьях?
В здоровой семье у каждого члена семьи есть своя роль, и роли эти равноправны, каждому уделяется доля внимания, проявляется уважение к индивидуальности, чувства каждого члена семьи представляются как ценность. В такой семье, ребенок с детства может открыто выражать свои чувства, желания, смело рассуждать, и будет выслушан, понят, принят. В дисфункциональной семье у ребенка такой возможности нет. Вся семья «вертится» вокруг одного человека. Если это алкоголик, то все настроение, деятельность и функциональность семьи зависит от того – в каком он состоянии, в каком настроении и чем планирует заниматься, в семье нет стабильности в отношениях, невозможно что-либо планировать... В этом случае – ребенок вынужден подстраиваться под этот неровный ритм семьи, и для открытого выражения чувств нет места. Если в семье кто-то болен – также, все семейные процессы зависят от того – в каком состоянии больной, семья подстраивается под его режим, порой диету, на ребенка возлагается некая ответственность за здоровье родственника, и ему, опять-таки, приходится посторониться со своими чувствами. Если один из родителей (или оба) авторитарен, диктует свои правила, догмы, не интересуясь желаниями и интересами ребенка – происходит то же самое: ребенок поглощен оправдыванием ожиданий родителей, и его чувства уходят на задний план. В неполных семьях часто центром пристального внимания становится сам ребенок, и либо из него пытаются сделать что-то, чтобы потом можно было им гордиться, либо до него нет дела, и чувства его никто учитывать не собирается.
Стиль воспитания в дисфункциональных семьях: или гиперопека (когда из ребенка делают беспомощного человека, не давая ему самостоятельно принимать решения, решать жизненные задачи и проблемы), или авторитарный стиль воспитания (ребенка «муштруют», требуя от него больше, чем он может дать, пытаясь сделать из него некий идеал, которым впоследствии можно гордиться), или попустительский стиль воспитания (когда до ребенка родителям нет дела), или непостоянный стиль, в зависимости от настроения родителей. В каждом из этих стилей воспитания, переживания и чувства ребенка не представляют интереса для родителей, он остается со своими чувствами наедине.
Почему я говорю о чувствах?
Потому что чувства этих детей забиваются внутрь, заглушаются, и становятся похожими на сдавленную пружинку, которая рано или поздно выстрелит. Обычно это случается в подростковом возрасте. И ребенок не понимает,почему его тянет к "плохим ребятам", почему ему с ними интереснее, почему он начинает ненавидеть обычную размеренную жизнь, общество, почему ему скучно без "драйва", "рамса", острых ощущений, какого-то безумия... Оставаясь наедине с собой, такой человек беспокоен, тревожен, невротичен, он чувствует некую "пустоту". Происходит это потому что то, что он раньше в себе сдерживал – сейчас выплескивается в крайних, искаженных, уродливых формах. Та самая «сдавленная пружинка» сопротивляется давлению. И если этот механизм завелся, то остановить его практически невозможно.
Такое детство не только у алкоголиков и наркоманов. Оно служит началом вообще любой зависимости. например – созависимости, игромании, сектантству, увлечению эзотерикой, трудоголизму… и т.п.
Что характерно, поскольку такой ребенок не знает другого детства, он умудряется быть в нем счастливым, и часто вспоминая свое детство, когда уже взрослый – в голову приходят радостные картинки. Например, один пациент-наркоман считал счастливыми воспоминания, когда отец приходил домой пьяный, с разбитым лицом, и видя испуганные глаза своего ребенка рассказывал ему, что он участвовал в государственном задании, боролся с врагами. Мальчик верил ему, гордился им, и приходя во двор рассказывал другим мальчишкам, что его отец – герой. И страшная правда, что его отец никакой не герой, а обычный алкоголик для него была настолько травматична, что он об этом не думал даже когда вырос. Он всегда считал его героем. Или женщина, страдающая от алкоголизма, радостно вспоминает, какой ее отец был добрый, когда был пьяный. Он приходил обязательно с конфетами, подарками, и у него в эти моменты можно было попросить все, что хочешь, он мог сделать что угодно для «любимой дочки». Или воспоминания алкоголика, что когда он был подростком, мать-контролер которого никуда его не пускала с друзьями, загружала занятиями музыкой – вспоминает, как испытал огромную радость, когда удавалось ее обманывать и все-таки погулять. Или воспоминания женщины, попавшей в секту о том, как она с детства была "взрослой", она об этом вспоминает с гордостью, и даже не задумывается о том, что это лишь говорит о том, что она была лишена поддержки родителей, детской непосредственности, беззаботным радостям. В более поздних воспоминаниях она рассказывала как подростком приходила на могилу умершего от диабета брата, сидела у могилы, и говорила ему о своих печалях. Не потому ли, что в ее жизни с детства не было живого человека, с которым она могла об этом поговорить?
Все эти «приятные» детские воспоминания, на самом деле – печальны и жестоки, но дети умудряются им радоваться, потому что не знают ни о каком другом детском счастье, и принимают за счастье то, что есть.
Постаралась кратко. Если объяснила спонтанно и непонятно - отвечу на любые вопросы. И потом расскажу - что и как происходит дальше с этим ребенком.
Продолжение статьи через пост