Парадоксы логики

Sabrina

Пользователь
Парадокс всемогущества — семейство связанных парадоксов, имеющих отношение к вопросу о том, что может сделать всемогущее существо, в особенности может ли существо, которое в состоянии выполнить любое действие, сделать что-то, что ограничило бы его способность выполнять действия.

Описание

Парадоксальность заключается в следующем: если существо выполнит такое действие, то это ограничит его собственную способность выполнять действия и следовательно существо уже не будет всемогущим; с другой стороны, если существо не может ограничить свою способность выполнять действия, то оно не может выполнять самоограничивающие действия и поэтому не является всемогущим. Этот парадокс часто формулируется в терминах, связанных с Богом в авраамических религиях, но это не обязательно.

Пример

«Попросите Бога сделать камень, который он не сможет поднять».

Коли получится, значит, его всемогущество утратило силу. А коли нет, то он и не был всемогущ.

На практике подобная проблема возникает, когда определённое политическое учреждение получает всю полноту законодательной власти и становится всемогущим в юридической власти и особенно в отношении способности такого учреждения регулировать себя. Некоторые философы, например Дж. Л. Коуэн (J. L. Cowan), рассматривали этот парадокс как достаточное основание, чтобы отвергнуть возможность существования любого абсолютно всемогущего существа. Другие, как Фома Аквинский, утверждали, что парадокс является результатом неправильного понимания всемогущества. В самом деле, парадокс является формой парадокса импликации, включающего в себя самоотносимость в незамкнутом определении универсалии «всё» в составе слова «всемогущий»: включает ли она в себя всё возможное или к тому же всё невозможное — в первом случае парадокса нет, во втором ставится вопрос о действительности или недействительности «невозможного», что представляет собой задачу онтологии.

Были и такие философы, как Рене Декарт, утверждавшие, что Бог является абсолютно всемогущим, несмотря на очевидную проблему. Кроме того, некоторые философы рассматривали предположение, что деление существ на всемогущие и невсемогущие является ложной дилеммой, и отрицали возможность существования переменного могущества. Некоторые современные подходы к проблеме привели к семантическим спорам, может ли язык — а значит и философия — обоснованно обратиться к понятию всемогущества непосредственно.

Общая современная версия парадокса всемогущества выражается в вопросе «Может ли всемогущий создать такой камень, который не сможет поднять?». Этот вопрос порождает дилемму. Всемогущий может или создать камень, который не сможет поднять, или же не сможет создать такой камень. Если он сможет создать такой камень, который не сможет поднять, тогда он перестанет быть всемогущим, если же он не сможет это сделать, то он уже является не всемогущим.

Этот парадокс схож с другим классическим парадоксом, парадоксом непреодолимой силы: Что произойдет, если человек, имеющий непреодолимую силу встретит камень, который невозможно сдвинуть? Один из ответов на этот парадокс состоит в том, что если существует непреодолимая сила, тогда по определению не существует объекта, который не может быть сдвинут; и наоборот, если существует объект, который невозможно сдвинуть, то никакая сила не может быть признана непреодолимой. Но такие рассуждения не подходят к случаю всемогущества, поскольку парадокс состоит в том, чтобы потребовать у всемогущего сделать всемогущество невозможным. В контексте законности, парадокс всемогущества иногда выражается в терминах законодательного всемогущества: власть может создать любой закон в любое время.

Для скрупулезного анализа парадокса всемогуществ, должно быть использовано одно из нескольких определений всемогущества. Например, Питер Гич (Peter Geach) описывает четыре различных вида всемогущества и отличает их от понятия «быть всесильным».

К. С. Льюис в своей книге «Problem of Pain» утверждает, что природа парадокса внутренняя по отношению к утверждению:

Его всемогущество означает власть делать всё, что внутренне возможно, но не то, что внутренне невозможно. Ему можно приписывать чудеса, но не глупости. Это не полагает границ Его власти. Если вы скажете: «Бог может дать существу свободную волю и в то же время лишить его свободы воли», вы фактически ничего не сказали о Боге — бессмысленная комбинация слов не обретёт внезапно смысла потому лишь, что вы предпошлёте ей два других слова: «Бог может». По-прежнему остаётся истинным, что для Бога нет вещей невозможных — внутренние невозможности не есть вещи, а лишь пустые места. Для Бога не более возможно, чем для Его слабейшего создания, осуществить две взаимоисключающие альтернативы — не потому, что Его могущество наталкивается на препятствие, а потому, что чепуха остаётся чепухой, даже когда мы говорим её о Боге.


Парадокс неожиданной казни

Парадокс неожиданной казни (англ. Unexpected hanging paradox) — логический парадокс, также известный как парадокс узника, а в других формулировках как парадокс неожиданной тревоги и парадокс с яйцом-сюрпризом. Впервые сформулирован и опубликован в июле 1948 года философом Эксетерского университета Д. Дж. О’Коннором. В формулировке О’Коннора фигурировал офицер, объявляющий своим подчиненным о том, что «на следующей неделе должна состояться тревога, о которой никто не должен знать заранее вплоть до 18.00 того дня, на который она назначена».

В первую очередь парадоксальность высказывания заключается в том, что путём непротиворечивых логических размышлений можно прийти к выводу, что описанная таким способом «неожиданная тревога» не может состояться — либо она на самом деле не будет неожиданной, либо она должна состояться не на следующей неделе, а каждый из этих выводов противоречит исходному высказыванию.

Гораздо больший парадокс заключается в том, что, несмотря на полученный логический вывод, тревога всё-таки может состояться в назначенную неделю и действительно окажется неожиданной, тем самым на деле не будет противоречить исходному высказыванию. Это явно продемонстрировано в задаче о неожиданной казни.

Формулировка задачи о неожиданной казни

Однажды в воскресенье начальник тюрьмы вызвал преступника, приговорённого к казни, и сообщил ему:

Вас казнят на следующей неделе в полдень.
День казни станет для вас сюрпризом, вы узнаете о нём только когда палач в полдень войдет к вам в камеру.
Начальник тюрьмы был честнейшим человеком и никогда не врал. Заключённый подумал над его словами и улыбнулся: «В воскресенье меня казнить не могут! Ведь тогда уже в субботу вечером я буду знать об этом. А по словам начальника я не буду знать день своей казни. Следовательно последний возможный день моей казни — суббота. Но если меня не казнят в пятницу, то я буду заранее знать что меня казнят в субботу, значит и ее можно исключить». Последовательно исключив пятницу, четверг, среду, вторник и понедельник преступник пришел к выводу, что начальник не сможет его казнить, выполнив все свои слова. На следующей неделе палач постучал в его дверь в полдень в среду — это было для него полной неожиданностью. Всё, что начальник тюрьмы сказал, осуществилось. Где недостаток в рассуждении заключённого?
Решение задачиРазрешению этого парадокса посвящено много научных статей, но до сих пор в научном сообществе нет единого мнения на тот счёт, какой из различных способов объяснения парадокса является правильным.

Мартин Гарднер, описывая вариант парадокса, утверждает, что ошибка содержится уже в первом шаге рассуждений. Предположим, что осталась последняя альтернатива. Узник не может сделать логически безупречный вывод, казнят ли его завтра, поскольку в любом случае это бы приводило к противоречию двух условий. Поэтому для него завтрашнее событие будет неожиданностью.

Это приводит к упрощённой формулировке парадокса, имеющей название «яйцо-сюрприз».

Яйцо-сюрприз

Чтобы разобраться в этом парадоксе, имеет смысл рассмотреть его более простую форму, где число дней уменьшено до одного. В этой версии начальник тюрьмы сообщает, что:

1.Вы будете казнены в полдень на следующей неделе в пятницу;
2.Это будет неожиданностью для вас.

Заключённый восклицает, что оба условия не могут быть выполнены, так как казнь не может быть неожиданной, если уже сообщено, что она произойдёт в пятницу, и полагает, что казнь не состоится. В следующую пятницу заключённого казнят. Это становится неожиданностью для него, так как он убедил себя, что казнить его не смогут. Что было неправильно в его рассуждениях? Или, возможно, условие «это будет неожиданностью для вас» ложно. Если заключённый является настолько уверенным в нем, что до последних секунд своей жизни считает, что казнь будет остановлена, чтобы выполнить условие начальника.

Любопытный вывод заключается в том, что сам заключённый не сможет прийти к выводу, что приговор будет исполнен. К такому выводу может прийти только тот, кто располагает дополнительной информацией о том, что:

заключённому действительно отрубят голову в указанный день;
заключённый является строго логически (и никак иначе) мыслящим субъектом.

Эквивалентной формулировкой будет следующая. Пусть некто мистер Смит даёт коробку и говорит: «Откройте её, и вы неожиданно обнаружите внутри яйцо». Можно ли, рассуждая логически, прийти к какому-нибудь заключению относительно того, находится ли внутри коробки яйцо, или его там нет? Если Смит говорит правду, то внутри должно быть яйцо, но тогда это не будет сюрпризом. Поэтому утверждение Смита ложно. Если это убедит адресата, что из этого следует отсутствие яйца, то открыв коробку и неожиданно обнаружив там яйцо, адресат убедится, что утверждение Смита истинно.

Аналогично можно заключить, что хотя Смит и сдержит слово, но адресату об этом неизвестно. Следовательно, адресат не может сделать логический вывод из слов Смита, и они просто не несут информации.

Парадокс пьяницы

Этот парадокс формулируется следующим образом:

В любом кабаке существует по крайней мере один человек - такой, что если он пьет, то пьют все.

При этом рассуждения ведутся следующим образом:

Допустим, утверждение, что в кабаке пьют все, истинно. Выделим среди всех, кто пьет в кабаке, какого-то одного человека. Назовем его Джоном. Тогда верно утверждение, что если пьют все, то пьет и Джон. И наоборот, если пьет Джон, то пьют и все.

Предположим теперь, что наше утверждение ложно, то есть неверно, что в кабаке пьют все. Тогда в кабаке существует по крайней мере один человек, который не пьет. Назовем его, опять же, Джоном. Поскольку неверно, что Джон пьет, то верно, что если он пьет, то пьют все. То есть, опять получается, что если Джон пьет, то пьют все.

Последнее умозаключение основано на том допущении классической логики, что из ложного утверждения следует все, что угодно. То есть, если утверждение, что Джон пьет - ложно, и если следующее из него утверждение, что все остальные посетители кабака пьют, тоже ложно, то все условное (сложное) утверждение считается в классической логике истинным.

Аналогичная натянутость доводов есть и в первом умозаключении. А именно, если верно, что если в кабаке пьют все, то пьет и Джон, то не обязательно верно, что если пьет Джон, то пьют все. Если заранее не известно, что в кабаке пьют все, то то, что вместе с Джоном пьют все, нужно оговаривать (или проверять) специально. В классической логике такие нюансы не принимаются во внимание (принцип исключения среднего), поэтому в ней при обращении истинного условного утверждения также получается истинное (условное) утверждение.

В данном случае мы имеем дело с вариантом парадоксов импликации, возникающих из-за того, что классическая логика абстрагируется от смыслового содержания высказываний. Такие парадоксы решаются в релевантной логике (см. парадокс импликации), в которой имеются средства, учитывающие то содержание высказываний, от которого абстрагируется классическая логика и неучет которого ведет к парадоксам.

Парадокс лжеца

Парадокс лжеца: «То, что я утверждаю сейчас - ложно», или «Данное высказывание — ложь».

То есть если правда, что данное высказывание ложь, то данное высказывание ложно. Если же ложно, что данное высказывание ложь, то данное высказывание правда. И цепочка рассуждений возвращается в начало.

Таким образом это высказывание противоречит «закону исключённого третьего» в двоичной логике.

Считается, что этот парадокс был сформулирован представителем мегарской школы Евбулидом.

Предложение такого рода принципиально не может быть ни доказано, ни опровергнуто в пределах того языка, на котором оно изложено.

Разновидности

Парадокс Эпименида
«Критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы». То есть, если Эпименид прав, что все критяне лжецы, то он тоже лжец. Если же Эпименид лжет, что все критяне лжецы, тогда он прав. И цепочка рассуждений возвращается в начало.

Парадокс этот дается в Новом Завете у апостола Павла в Тит.1:12-13: Κρήτες ἀεί ψεύσται… и т. д. — «Из них же самих один стихотворец сказал: „Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые“. Свидетельство это справедливо…»

Парадокс Платона и Сократа

Платон: «Следующее высказывание Сократа будет ложным».
Сократ: «То, что сказал Платон, истинно».

То есть, если предположить, что Платон говорит правду, что Сократ лжет, то Сократ лжет, что Платон говорит правду, значит Платон лжет. Если же Платон лжет, что Сократ лжет, то Сократ говорит правду, что Платон прав. И цепочка рассуждений возвращается в начало.

Старик постоянно говорил, что всё вокруг — неправда.
Правда, потом оказалось, что он лгал.

— Дуглас Адамс, «Автостопом по галактике»


Парадокс лжеца демонстрирует расхождение разговорной речи с формальной логикой, вводя высказывание которое одновременно истинно и ложно.

Утверждение, составляющее парадокс лжеца в формальной логике не доказуемо и не опровержимо. Поэтому считается, что данное высказывания вообще не является логическим утверждением.

Интересные факты
По некоторым сведениям греческий учёный Филит Косский умер от бессонницы, пытаясь разрешить парадокс лжеца
 

Sabrina

Пользователь
Дима написал(а):
Предлагаю сюда же Апории Зенона. Не против?
И куда же ты полез,
Ахиллес?
Говорил: "Вон ту фигню?
Догоню!”
Никому, едрёна мать,
не поймать
философских черепах
в черепах


Ахилл бежал, а черепаха
Влекла его к земному краю.
Герой подумал не без страха:
«Я что-то тут не догоняю!»

:)
 

Дима

Пользователь
Зенон Элейский, мыслию разящий,
Пронзил меня насквозь стрелой дрожащей,
Хоть сам её полётом пренебрег.
Рождён я звуком, поражён стрелою.
Ужель тень черепахи мне закроет
Недвижного Ахилла быстрый бег!

:biggrin2:
 

runefaust

Пользователь
Противоречий не существует. Всякий раз, когда ты считаешь, что сталкиваешься с противоречием, проверь исходные положения. Ты обнаружишь, что одно из них ошибочно.
 

runefaust

Пользователь
Sabrina написал(а):
Это цитата по Ранфаусту?)
Это цитата по Айн Ренд. Атлант расправил плечи: в 3 т. // Том 1. Без противоречий. / Глава 7. Эксплуататоры и эксплуатируемые.Плюс примерно так же сформулирован закон логики...
 

Arioch

Пользователь
runefaust написал(а):
Это цитата по Айн Ренд. Атлант расправил плечи: в 3 т. // Том 1. Без противоречий. / Глава 7. Эксплуататоры и эксплуатируемые.
Весомым было бы не торжественно цитировать чужие мысли, апеллируя к их мнимой авторитетности, а наглядно показать "ошибочные исходные положения" в данных примерах.
 

runefaust

Пользователь
Arioch написал(а):
Весомым было бы не торжественно цитировать чужие мысли, апеллируя к их мнимой авторитетности, а наглядно показать "ошибочные исходные положения" в данных примерах.
Весомым для чего?
Если речь о бессмысленных спорах, то весомо.
Можно придумывать множество условий и рассматривать задачи с разных сторон.

Взять хотя бы первый пример:
«Попросите Бога сделать камень, который он не сможет поднять».
Коли получится, значит, его всемогущество утратило силу. А коли нет, то он и не был всемогущ.
Нужно сразу обговорить, при каких условиях задача будет решена: камень сделан, камень поднят.
В задачи не сказано, что Бог должен своими, эм, руками лично поднять камень...
Бог сделал такой камень и действительно не может его поднять. Но поскольку он всемогущ, то может сделать того, кто сможет камень поднять. По сути создание Его будет представлять силу Его.
В итоге: камень сделан, камень поднят.
И для каждого подобного решения найдутся те, кому захочется поспорить, чтобы в итоге не прийти к единому мнению и не найти общее решение.


Экономнее утверждать, что задача абсурдная.
Для этого и пригодиться закон противоречия, который выразила своими мыслями Айн Ренд.


П.С. Ошибки могут быть хотя бы в семантике слов, иначе не случилось бы, скажем, такого:
некоторые философы рассматривали предположение, что деление существ на всемогущие и невсемогущие является ложной дилеммой, и отрицали возможность существования переменного могущества.

 

Arioch

Пользователь
runefaust написал(а):
В задачи не сказано, что Бог должен своими, эм, руками лично поднять камень...
В задачи задается вопрос: может ли существо, обладающее всемогуществом, создать задачу, решение которой ему будет не под силу. То есть показывает, что понятие "всемогущество" содержит парадокс.
 

Party

Active Member
не путайте меня, я и сам запутаюсь... (с)

По-моему условия задачи достаточное, и никаких дополнительных условий не надо:
runefaust написал(а):
Взять хотя бы первый пример:
Нужно сразу обговорить, при каких условиях задача будет решена: камень сделан, камень поднят.
В задачи не сказано, что Бог должен своими, эм, руками лично поднять камень...
Он не может быть поднят, потому что Бог его должен сотворить таким, чтобы никто его не смог поднять. И не важно, своими или чужими руками.
runefaust написал(а):
Бог сделал такой камень и действительно не может его поднять. Но поскольку он всемогущ, то может сделать того, кто сможет камень поднять. По сути создание Его будет представлять силу Его.
Но тогда получается, что он не всемогущ, потому что не смог создать камень, который НИКТО не может поднять, ведь получается, что тот, кто может его поднять нашелся (Бог его создал).

В этом и парадокс.
 
Arioch написал(а):
В задачи задается вопрос: может ли существо, обладающее всемогуществом, создать задачу, решение которой ему будет не под силу. То есть показывает, что понятие "всемогущество" содержит парадокс.
понятие "всемогущество", как мне кажется, дополнительные трактовки не очень-то допускает...

есть проводники и изоляторы, одни проводят ток, вторые нет (при нормальных условиях - исключая специфические и инометрические).

может ли Бог создать изолятор, который проводит ток?
может ли Бог сделать так, чтобы мужчина родил?
можно ли в нормальных условиях в 200-литровую ванну вместить 500 литров воды?

этот вопрос про камень, по сути больший чем Вселенная (в которой он находится) из той же когорты, как мне кажется...

я для вас ничего не пожалею, но чего нет - того нет... (c) сама постановка вопроса некорректна, вроде бы... что мы, собственно, знаем о Боге, чтобы такие вопросы задавать? о его джоулистости в секунду и массовости в метрах? :pardon:

Хм... Может, не по теме - но что там некто Гёдель говорил о невозможности доказательства теоретической непротиворечивости средствами самой теории?
 

Тайша

Пользователь
[quote name='-СерыйЮзверь-' post='545327']
я для вас ничего не пожалею, но чего нет - того нет... ©
[/quote]
:biggrin: какая красота!))
 

Sabrina

Пользователь
[quote name='runefaust' post='545249']
Нужно сразу обговорить, при каких условиях задача будет решена:
[/quote]
Условия даны. Если их изменить, это будет совсем другая задача с другим решением.

[member="-СерыйЮзверь-"], а при чём тут "Бог"? Это всего лишь иллюстрация заданного условия, которое противоречит следствию, а следствие противоречит условию. Закольцованность.

Я, честно говоря, не понимаю, какие тут могут быть споры.
 
Sabrina написал(а):
[member="-СерыйЮзверь-"], а при чём тут "Бог"? Это всего лишь иллюстрация заданного в условии, которое противоречит следствию, а следствие противоречит условию. Закольцованность.
в данном случае Бог как раз "при чём" - именно Его всемогущество как Создателя Вселенной стало основой для данного парадокса...
"Может ли хомяк создать камень, который сам не сможет поднять?" - не звучит, согласись... :biggrin2:
 

Sabrina

Пользователь
[quote name='-СерыйЮзверь-' post='545327']
я для вас ничего не пожалею, но чего нет - того нет... ©
[/quote]
Я для вас ничего не пожалею - берите ничего и уходите :biggrin2:

Это логическая ловушка наподобие теоремы бутерброда:

Tеорема: Бутерброд лучше вечного кайфа.
Доказательство: Что может быть лучше вечного кайфа? Да ничего. А бутерброд - это лучше, чем ничего. Следовательно, бутерброд лучше вечного кайфа.
 

Sabrina

Пользователь
-СерыйЮзверь- написал(а):
в данном случае Бог как раз "при чём" - именно Его всемогущество как Создателя Вселенной стало основой для данного парадокса...
"Может ли хомяк создать камень, который сам не сможет поднять?" - не звучит, согласись... :biggrin2:
Замени Бога на глокую куздру :)

Заметь, Всемогущий Хомяк :D
 

Arioch

Пользователь
-СерыйЮзверь- написал(а):
понятие "всемогущество", как мне кажется, дополнительные трактовки не очень-то допускает...
А я не давал никаких трактовок, я пояснил суть парадокса.

Человечество измыслило некоторые понятия: "всемогущество", "абсолют", "совершенство", порождают подобные парадоксы.

Да, кстати, оттого, что они придуманы они вовсе не обязаны быть свойством реального объекта. Так что это не "парадокс бытия", пока что это парадокс вымышленной конструкции.
 
[member="Sabrina"], да я не спорю - я просто уточняю формулировки... :)
Есть парадоксы чисто логические - и есть вопросы бессмысленные по самой своей сути; ну, к примеру, что чувствует элeктричeская бaтaрея, когдa пытaется пропустить ток через доску... или - перестали ли вы пить самогонку по утрам? (второй - это как раз из той обоймы, когда требуется ответить конкретно именно "да" или "нет" :biggrin2: )

Парадокс про Ахилла и черепаху основан на бесконечных последовательностях - чисто математическая иллюстрация (как про голову кролика в одном из двух окон или про лампу по истечении 1 минуты - она будет "вкл" или "выкл"?). И парадокс парикмахера - из той же обоймы...

А парадокс про всемогущество Бога (sic!)- уже к логическим собственно слабо относится, ибо всемогущество - категория именно внелогическая, в отличие от ножниц парикмахера и скорости Ахиллеса относительно черепахи... Тут уж скорее именно Гёделевское понятие о невозможности доказательств теории методами самой теории и подходит...

Заметьте опять, я не спорю - я просто выражаю свое понимание данного участка проблемы. Ну не растут у людей уши выше лба, не рождаются от морской звезды котята, хоть Бог и всемогущ - тот же камень, по сути, проблема по типу: "А почему, если Бог всемогущ, он не останавливает войны/потопы/аборты... (ставим нужные слова вопроса)"... :pardon:
 
Сверху