За что сожгли Джордано Бруно

Lackya

Пользователь
(По материалам иннета...)
[font=\"Geneva\"]
Отсюда - ввысь стремлюсь
я - полон веры,
Кристалл небес мне
не преграда боле,
Рассекши их, подъемлюсь
в бесконечность... [/font]

Из философских сонетов Д. Бруно

История астрономии знает немало примеров, когда удивительнейшие открытия в этой науке совершали отнюдь не профессиональные астрономы...
1/ Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран, несколько спутников Сатурна и Урана, обнаружил движение Солнечной системы в звездном мире, и он же стал одним из первооткрывателей нашей Галактики (см. “Наука и жизнь” № 6, 1997 г.).
2/ Эдвин Пауэлл Хаббл, который первоначально получил юридическое образование, преподавал в школе и тренировал там баскетбольную команду, сделал многие открытия в мире галактик и главное из них — он доказал, что наша Вселенная расширяется (см. “Наука и жизнь” № 12, 1997 г.) и т.д....

Джордано Бруно родился в 1548 году недалеко от Неаполя в местечке Нола близ Везувия.
Бруно нравилось, когда его называли ноланцем, и сам он нередко себя так называл.
Мальчика — сына солдата-наемника и крестьянки — назвали при крещении Филиппо.
Только когда он стал монахом католического монастыря, то получил имя Джордано- под которым и известен в Истории...


Монахом Джордано Бруно оставался недолго, хотя, казалось бы, все сулило ему блестящую богословскую карьеру:
- хорошее образование в частной гуманистической школе (!!!!!) , потом в монастыре,
- полученная им степень доктора богословия
- он был представлен папе Пию V.

... Джордано не было еще и 30 лет, когда его обвинили в ереси (обвинение содержало более сотни пунктов) и лишили сана священника. :eek:

Он совершил побег в Рим (в 1576 году) и с тех пор начались многолетние скитания романтика- поэта -философа по городам и странам Европы...

Из каждого города, где он временно останавливался, ему приходилось бежать. Все неизменно происходило по одной и той же схеме: читал лекции, проводил беседы и диспуты, а затем на него сыпались доносы, и Бруно вынужден был спасаться бегством. У этого человека никогда не было ни дома, ни богатства, ни семьи. Только его великие идеи, много верных учеников и единомышленников. И так — 16 лет бесконечных скитаний: по Италии (1576—1579 годы), Швейцарии (1579—1580 годы), Франции (1580—1583 годы), Англии (1583—1585 годы), снова по Франции (1585—1586 годы), Германии (1586—1592 годы), из этих последних лет полгода он пробыл в Праге, где останавливался при дворе императора Рудольфа II.

В 1592 году Бруно приехал в Венецию по приглашению молодого аристократа Джованни Мочениго.
Как мыслитель, Джордано Бруно, безусловно оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и — косвенным образом — на развитие науки Нового времени, прежде всего как продолжатель идей Николая Кузанского, подрывавших физику и космологию Аристотеля. При этом сам Бруно не был ни физиком, ни астрономом.

Идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон.
Бруно был религиозным философом, а не ученым.

Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление (!!! об этом я и писала в другой теме!) его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д. Конечно, в эпоху становления науки эта разница (ученый или философ) была не столь очевидна, как сейчас.
Бруно "измышлял гипотезы". Собственно, больше ничем он и не занимался.

Джованни Мочениго - венецианец, который надеялся, что научится у Бруно не только основам наук, но и таинству превращения неблагородных металлов в золото...

Ведь самой точной и самой жизненной наукой для Бруно была... магия!
Критериями его методологии оказываются стихотворный размер и луллиево искусство (луллиево искусство связывания мыслей -- комбинаторная техника, которая заключалась в моделировании логических операций с использованием символических обозначений (по имени средневекового испанского поэта и богослова Раймунда Луллия).

Мнемоника помогала Бруно запоминать важные образы, которые он мысленно размещал (?) в структуре космоса и которые должны были помочь ему овладеть божественной силой и постичь внутренний порядок Вселенной.)
(о-бал-деть...)

...А философия Бруно представляет собой лишь своеобразное сочетание литературных мотивов и философских рассуждений, нередко очень слабо связанных между собой.

Поэтому неудивительно, что Галилео Галилей, который, подобно многим своим современникам, признавал выдающиеся способности Бруно, никогда не считал его ученым, и тем более астрономом.

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. В толковании трудов польского ученого ноланец допускал весьма грубые ошибки.
Безусловно, гелиоцентризм Коперника оказал большое влияние на Бруно, на формирование его взглядов.
Однако он легко и смело интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, как уже говорилось, в определенную поэтическую форму.
<span style=\'font-size:11pt;line-height:100%\'>
Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему.</span>

Бруно пошел гораздо дальше Коперника, который проявлял здесь чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной.

Правда, смелость Бруно была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных в то время идей герметизма.

Герметизм в частности предполагал обожествление не только человека, но и мира, поэтому мировоззрение самого Бруно часто характеризуют как пантеистическое

Таким образом, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника.

А по истечении ВРЕМЕНИ- не получив тайных магичесих знаний этот нувориша Мочениго предал своего учителя — выдал его венецианской инквизиции....

Начался новый этап жизни — муки Джордано в тюрьмах инквизиции. Сначала длительные допросы в тюрьме Венеции, потом (1593—1600 годы) — допросы и страшные пытки в Риме.

И это несмотря на то, что венецианские судьи дали Джордано Бруно такую характеристику: “Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычными познаниями, и создал замечательное учение...”(Внимание!!! Церковь- ЦЕНИЛА НАУЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ МИРА!!!!)

Что же говорил Бруно в своих блестящих лекциях и беседах, о чем писал в трактатах, статьях, диалогах и книгах (“Пир на пепле”, “О причине, начале и едином”, “О бесконечности, вселенной и мирах”, “О неизмеримом и неисчислимом”)?

Еще в монастыре Бруно изучал философию Аристотеля и его геоцентрическую систему мира, познакомился также и с гелиоцентрической системой Коперника.

Но обе они представляли собой некий замкнутый, конечный мир, ограниченный “сферой неподвижных звезд”.

Такой мир Бруно не принимал!
Он считал, что Вселенная бесконечна, у нее нет никакого центра, как нет ни начала, ни конца...

О таком безмерном пространстве, включающем все, Бруно писал: “В нем — бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других. Безмерная, бесконечная вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нем”. Бруно учил, что звезды — это далекие солнца, многие из которых имеют свои планетные системы. Среди невидимых нам планет могут быть и такие, на которых есть жизнь и разум, ведь “... разумному и живому уму невозможно вообразить себе, чтобы все эти бесчисленные миры, которые столь же великолепны, как наш, или даже лучше его, были лишены обитателей, подобных земным или даже лучших...”, — говорил он.

В трудах Бруно встречаются высказывания и о самих обитателях других миров — “разумных животных” и “разумных существах, живых и бессмертных”.
Он предполагал, что они могут сильно отличаться от людей, живущих на Земле.

Возможность будущих контактов землян с инопланетянами Бруно оценивал довольно скептически.

Считал, что общение с ними для землян может стать “скорее злом, чем благом”. Мы знаем, что и в наши дни подобного взгляда придерживаются многие ученые, занимающиеся проблемой внеземных цивилизаций.(!!! ну как- насчет моей концепции- что Знание и Вера - смыкаются на Вершине своего развития?!)

Во времена Бруно церковь не допускала и мысли о том, что небо — жилище ангелов — может быть населено людьми или какими-то похожими на них разумными существами.
Поэтому идеи Бруно считались не только фантастически смелыми, но и еретическими.
Однако великий ноланец был казнен не только и не столько за эти идеи.
Есть свидетельства о том, что “на судебном процессе об учении Коперника речи вообще не было”. Мысли Джордано Бруно о множественности обитаемых миров остаются актуальными по сей день. Но все же не они были основными в его учении.

В философии Джордано Бруно отождествлялось понятие Бога и Единого, Бога и Вселенной. Три “лица Бога” — это Высший Разум, Душа и Материя (“субстанция”). Бруно учил, что Вселенная оживлена всепроникающей Космической Душой, что все в ней связано “вибрациями взаимной симпатии”.
Что Героическая Любовь и Героический Энтузиазм — это сила, с помощью которой можно достичь и обрести Добро, Истину, Прекрасное...
(... :drinks: меня бы тоже тогда сожгли...некоторые тутошние бы постарались...
)

Расследование дела Бруно продолжалось 8 лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды
И, судя по всему, признавая уникальность личности мыслителя, искренне хотели, чтобы Бруно отрекся от своих антихристианских, оккультных взглядов.
И склоняли его к покаянию в течение всех восьми лет... Однако упорство Бруно, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких-либо своих взглядов, фактически не оставляли ему никаких шансов на помилование...

Ужасными были последние годы Джордано Бруно в римской тюрьме. Семь лет допросов и непрерывных пыток, требования раскаяться и признать свое мировоззрение еретическим, долгий судебный процесс и, наконец, смертный приговор, изложенный инквизиторами в пяти документах.

Для еретиков в те времена были предусмотрены две формы казни —
- четвертование раскаленными щипцами
- или сожжение, то есть “без пролития крови, учитывая посмертную судьбу”.

Считалось, что после казни без пролития крови душа несчастного все-таки могла попасть в рай.

Для Бруно инквизиторы милостиво выбрали костер.

Говорят, что, выслушав решение суда, Джордано произнес: “Вы, наверное, с большим страхом оглашали этот приговор, чем я его выслушал... Сжечь — не значит опровергнуть...”

Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Материалы по делу Бруно рисуют портрет не безобидного философа, но сознательного и активного врага Церкви.

Если тот же Галилей никогда не стоял перед выбором: Церковь или собственные научные взгляды, то Бруно свой выбор сделал.

А выбирать ему пришлось между церковным учением о мире, Боге и человеке и собственными религиозно-философскими построениями, которые он называл "героическим энтузиазмом" и "философией рассвета".
Будь Бруно больше ученым, чем "свободным философом", он мог бы избежать проблем с Римским престолом.

Джордано Бруно был казнен в Риме, на Кампо ди Фьори (на площади Цветов). Это преступление свершилось под утро 17 февраля 1600 года. При свете факелов разожгли сначала небольшой костер, постепенно огонь усиливали, и он охватил все тело ноланца.
Он умирал, не издав ни единого стона...

Пепел от костра сбросили в Тибр.
Почти через 300 лет на Кампо ди Фьори воздвигли памятник с надписью:
“9 июня 1889 г. Джордано Бруно. От предвиденного им столетия, на месте, где был зажжен костер”...
А спустя еще примерно век церковь реабилитировала того, кого раньше считала недостойным милосердия...


Памятник на площади Цветов в Риме установлен на том самом месте, где был казнен Джордано Бруно.
....
[font=\"Geneva\"]
...Меня потрясает мысль- что история отречения от Бога - так же мучительна, как и история принятия Христа...[/font]
 

Виссарион Шпанский

Пользователь
Содержание темы не соответствует "упаковке", т.е. названию - "За что сожгли Джордано Бруно".
Это как раз - так и остается неясным. Какие обвинения были оглашены на том давнем суде?
 

Lackya

Пользователь
[quote name=\'Виссарион Шпанский\' date=\'10.7.2007, 22:14\']... "За что сожгли Джордано Бруно".... остается неясным какие обвинения были оглашены на том давнем суде?[/quote]
:pardon: ...кхм...
1. Бруно был религиозным философом,
2. Ему не было еще и 30 лет, когда его обвинили в ереси (обвинение содержало более сотни пунктов) и лишили сана священника. И он - бежал в Рим...
3. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление (!!! об этом я и писала в другой теме!) его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д.
4. Самой точной и самой жизненной наукой для Бруно была... магия!
Критериями его методологии оказываются стихотворный размер и луллиево искусство (сродни сатанизму)

5. Святотатство!- важные образы он мысленно размещал (?) в структуре космоса и которые должны были помочь ему овладеть божественной силой и постичь внутренний порядок Вселенной.)

6. Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему.

=Попытаюсь сконцентрировать Вашу мысль на том - что идея Бруно ИМЕННО о бесконечности Вселенной и обожествлении мира, наделение - природных явлений и саму ПРИРОДУ божественными (креативными) свойствами в действительности опрокидывала идею монотеизма- Единого Бога, вездесущего, "под каждым камнем" и "бдящего каждый волос на нашей главе", но просмотревшего, якобы, Змия-искусителя... Ох, уж эти мне "толкователи! :D ...
Цитирую
"Согласно христианским воззрениям, Бог, будучи абсолютным и несотворенным Бытием, не подчиняется созданным Им законам пространства-времени, а сотворенная Вселенная не обладает абсолютными характеристиками Творца.

- обдумать полезно...пауза ....интелектуальная, а не рекламная...

Когда христиане говорят: «Бог Вечен», это значит не то, что Он «не умрет», а то, что Он не подчиняется законам времени, Он - вне времени.
- Полезно крайне сконцентрироваться:
"Взгляды Бруно приводили к тому, что в его философии Бог растворялся во Вселенной... (т.е Вселенная - поглощала Творца, оказывалась значительнее и весомее Творца, И ЧТО ДОБИВАЛО ИНКВИЗИЦИЮ - Креативнее Творца!)

И тогда у Бруно между Творцом и его творением стирались границы (БОГОХУЛЬСТВА ДЛЯ ПАПЫ!) и уничтожалась принципиальная разница.

Бог в учении Бруно, переставал быть такой ВНЕ -ВРЕМЕННОЙ Личностью, отчего и человек становился лишь песчинкой мира, подобно тому, как сам земной мир был лишь песчинкой в джорданобруновском «множестве миров».

<span style=\'font-size:11pt;line-height:100%\'>И кому тогда, скажите на милость, БУДУТ НУЖНЫ назначившие себя посредниками между Богом и людьми - СВЯЩЕННИКИ и институт Церкви - Вообще!?</span>
- Учение о Боге было принципиально важным для христианского учения о человеке: человек есть личность, так как сотворен по образу и подобию - Творца.
- Творение мира и человека есть свободный акт Божественной Любви.
- Бруно, тоже говорит о любви, но у него она одинокое холодное космическое устремление к истине. Вернее - Первоистине...

7. Эти обстоятельства значительно осложнялись в глазах инквизиции (святой) увлечением Бруно оккультными и герметическими учениями

8. Активно интересовался магией и активно практиковал «магическое искусство»....это уже - неопровержимый Сатанизм...

8. Кроме того, Бруно отстаивал идею переселения душ (душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой).

9. Бруно подвергал сомнению смысл и истинность христианских таинств (прежде всего таинства Причастия). Мда...

10. Не много ни мало- иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д.
= И тут был не прав- я уже писала, что такое возможно. Мало того , ЭТА возможность доказана и поныне наблюдается рождение гаплоидных (см. Биология 8 класс средней школы) по генотипу - женских , по фенотипу - многоречивых, томных со скудными вторичными мужскими половыми признаками особей... :) =

Все это не могло не привести к конфликту с католической Церковью.
Да ещё какому !- СМЕРТЕЛЬНОМУ для ДЖОРДАНО конфликту...

[font=\"Geneva\"]<span style=\'font-size:14pt;line-height:100%\'>Такое вот представление Бруно о Вселенной - фактически отвергало христианскую идею Бога, сотворившего мир ex nihilo (из ничего - лат.)."[/font]</span>

Каждое слово- приговор...

Ещё раз повторю- меня поражает зеркальность явления:
= История пути человека к отречению от Бога - так же мучительна и жертвенна, как и история принятия Его...=
 

Виссарион Шпанский

Пользователь
Рекомендую сходить СЮДА :)
В самом низу страницы размещены "Следствие над Джордано Бруно" и "Материалы следствия Джордано Бруно" это всё-таки лучше чем интерпретации полученные через десятые руки :pardon:
 

Lackya

Пользователь
[quote name=\'Виссарион Шпанский\' date=\'11.7.2007, 5:37\']Рекомендую сходить СЮДА :)
В самом низу страницы размещены "Следствие над Джордано Бруно" и "Материалы следствия Джордано Бруно" это всё-таки лучше чем интерпретации полученные через десятые руки ;)[/quote]
Я даю готовый анализ, вобще-то... :D
Простите, я не спорю или с агрессивностью, а просто спрашиваю- Вы сами свою ссылку - читали?
Там много очень деталей, достаточно интересных, ни одной, которая мне раньше бы не встречалась, кроме:
"В переводе на русский язык “Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно” 8 появляется впервые.

Перевод сделан по изданию: A. Mercati. Il sommario del processo di Giordano Bruno. Citta del Vaticano, 1942.

Язык “Краткого изложения” представляет известные трудности для перевода. Синтаксис — особенно в разделах, содержащих показания Бруно по богословским и философским вопросам,— чрезвычайно сложен. Разделение громоздких периодов на удобочитаемые фразы в ряде случаев произведено переводчиком.

Перевод показаний Бруно на первых семи допросах в ряде случаев отличается от уже опубликованного перевода этих протоколов, сделанного В. С. Рожицыным (см. “Вопросы истории религии и атеизма”, М., 1950, стр. 333—387). Это объясняется отчасти тем, что составитель “Краткого изложения” сокращал и изменял используемый им текст протоколов, отчасти — расхождением переводчика настоящей публикации с В. С. Рожицыным в толковании отдельных мест текста.

В работе над переводом и комментированием “Краткого изложения” переводчик имел возможность пользоваться советами и помощью профессора М. А. Гуковского, которому и выражает глубокую признательность."

- И это Вы считаете - не "10-е руки"? :angry:

Для быстроты изложения и набора текста - я пользую готовые страницы иннета, чтобы долго не набирать ТЕКСТА - если Вас это волнует. :D

Но - ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ, ИДЕЯ, КОНЦЕПЦИЯ И Т.Д. - НЕ НАЙДЕТЕ НИГДЕ - ВСЁ МОЁ.

Как часто- среди собственных изложений нераспространенными предложениями - я нахожу давно избитые и затасканные идеи...
А нужны новые и свежие...
...неужели вам не видно- понятно-очевидно?


Найдите в материалах своей ссылки базовый фундамент идейной опоры инквизиции. Покажите- может я просто не смогла найти или не умею... :)

Все же идеи моего поста- результат МОЕГО анализа...(только не "сжигайте как Бруно на костре своего несогласия... :D )

Покажите мне похожее где-либо - будет интересно найти единомышленника.

“Смерть в одном столетии дарует бессмертие в веках”,— пророчески писал Бруно за много лет до процесса. :good: - из вашей ссылки

А вот перечень ссылок в конце- интересен... (спасибо... ушла рыться...)
 
Сверху